Стадия 3. Лессировки. Именно в лессировках достигаются все тонкие нюансы цвета.
Живопись становится лаковой. Мы видим ту характерную особенность голландской манеры письма - цвета как будто проступают из-под глубокой воды.
Лессировки могут выполняться в несколько слоев. С каждым лаковым слоем они будут придавать все больше и больше глубины.
В подмалевках не только уточняется цвет всех объектов, но и придается общая цельность композиции - все второстепенные детали списываются, становятся темнее, отступают на дальний план.
В лессировках участвуют только прозрачные краски: охра, краплак, синяя фц, зеленая фц, виридоновая зеленая, умбры, марс коричневый, сиена; а так же в малых дозах полупрозрачные: лимонная, кадмий желтый, кадмий красный, киноварь, ультрамарин.
Для разведения красок я использовала смесь лаков ретушного и пихтового с льняным маслом в равном соотношении.
На стадии лессировок я прошла по всей поверхности картины, прописывая более тонкие нюансы цвета. Эта стадия живописи похожа на многослойную живопись в акварели - изменение цвета получается за счет оптического смешения цветов. Нижний слой просвечивает через верхний, и верхний изменяет оттенок нижних.
Вот как теперь выглядит стакан:
Яркие блики пригашены, форма собралась и стала реалистичной.
Проявились детали на всех предметах. Например, на ноже стал виден узор гравировки. Лессировки попали вглубь канавок рельефа на белилах и создали тени внутри металла, блики же - высокие части рельефа остались светлыми.
На этом картина была завершена. Через год после написания ее можно покрыть слоем лака, чтобы придать большей глубины и теплоты цвета.